Поиск терминов в глоссарии (разрешены регулярные выражения)
Начинается с Содержит Точное соответствиеСозвучно
Термин Определение
Автентический каданс

Каданс с ходом от доминанты к тонике (оборот V-I). Более напряжённый (по сравнению с плагальным), т.к. включает вводный тон.

 

Аккорд

Сочетание 3х и более звуков. Чаще всего в основном виде аккорда звуки расположены по терциям. простейший аккорд - трезвучие, затем следует септаккорд (4 звука, септима по краям), нонаккорд (5 звуков, нона по краям). Редко употребим ундецимаккорд (6 звуков, ундецима по краям).

Альтерация

Повышение или понижение ступени лада или звука аккорда на полтона. 

Допустим, мы взяли аккорд "фа-ля-до" в До-мажоре и понизили терцию этого аккорда. Получилась альтерированная субдоминанта "фа-ля-бемоль-до". Собственно, диез, бемоль и бекар поэтому и называются "знаками альтерации". Чаще всего альтерируются аккорды субдоминантовой группы (которые строятся на II, IV, VI ступенях). Если выражаться сложнее, то альтерация приводит к усилению тяготения той или иной неустойчивой ступени лада в ближайшую устойчивую. Например, в До-мажоре "ля" это VI ступень, тяготеет она в "соль" (V). Между ними целый тон. Понизив "ля" и получив "ля-бемоль" мы сократили расстояние между неустоем и устоем до полутона и обострили тяготение.

Аранжировка

Допустим, у вас есть только мелодия и гармония. И всё это надо аранжировать, т.е. создать "одежду" для исходных мелодии и гармонии - разложить их между разными инструментами, придумав для каждого инструмента партию, возможно, добавить разные дополнительные голоса, добавить ритм... И вот песня зазвучала уже совершенно по-другому. Именно поэтому говорят, что написать музыку - это полдела, не менее важно - хорошо аранжировать! 

Арпеджио

Разновидность фигурации. Если говорить просто - "хождение по звукам аккорда" в пределах одной (короткое арпеджио) или нескольких октав (длинное арпеджио).  Близко по смыслу - перебор на гитаре. В электронной музыке есть понятие "арпеджатор", т.е. особым образом запрограмированный синтезаторный тембр, который раскладывает аккорды на различные виды арпеджио.

Бекар

Один из знаков альтерации. Обозначается знаком альтерации ♮ и отменяет действие бемоля и диеза.

Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2

Бемоль

Понижение ступени лада на полтона.

Проще говоря, понижение ноты на полтона. Один из знаков альтерации. Обозначается знаком ♭

Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2

Вводный тон

Обычно VII ступень лада, отстоящая от I ступени на пол тона и остро тяготеющая в неё. Например, в тональности ля-минор это соль-диез. Входит в доминантсептаккорд. Также В.т. называют терцию любого аккорда, который приравнивается к доминанте (терция доминанты к доминанте, терция доминанты к субдоминанте и т.д.)

Диез

Повышение ступени лада на полтона.

Проще говоря, повышение ноты на полтона. Один из знаков альтерации. Обозначается знаком 

Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2

Диссонанс

Неблагозвучное сочетание звуков в интервале или аккорде. В традиционной тональной музыке диссонансы обычно разрешаются (переходят) в консонанс. 
Среди интервалов диссонируют секунда, септима, нона, тритон. В средние века к диссонансам относили также и кварту
Среди аккордов диссонируют все септаккорды, увеличенные и уменьшенные аккорды. Так, например, доминантсептаккорд диссонирует, создаёт напряжение и разрешается обычно в устойчивое тоническое трезвучие.

Диссонанс - антоним термина Консонанс

Доминанта

Одна из трёх основных функций (наряду с тоникой и субдоминантой). К доминанте относят аккорды, построенные на V и VII ступенях лада и аккорды эти неустойчивые. Обычно аккорды доминанты тяготеют разрешаются (переходят) в тонику (аккорд на I ступени лада). Доминанта в миноре бывает натуральной (включает звуки натурального минора) и гармонической, т.е. включать VII повышенную ступень (вводный тон), характерную для гармонического минора.

Смотреть видео по тегу ДОМИНАНТА

Доминантсептаккорд

Малый мажорный септаккорд V ступени. Никакой другой аккорд не называется доминантсептаккордом, даже если по строению это тоже малый мажорный септаккорд (например на II ступени - т.н. двойная доминанта).

Имитация

В полифонии повторение мелодической фразы или нескольких фраз из одного голоса в другом голосе с опозданием. Например, есть два голоса. В 1м голосе в 1м такте прозвучала фраза "до-ми-соль". Во 2м такте 1й голос продолжается, однако тут же вступает 2й голос и повторяет фразу "до-ми-соль" из 1го такта. Второй голос имитирует первый голос. Имитация может быть точной и неточной (с изменениями ритма или мелодики). Точная имитация целой мелодии называется канон.

Подробнее: Урок 26. Полифония

Инверсия

Способ преобразования мелодического материала. Зеркальное отображение. Например, ход на квинту вверх до-соль превращается в ход на квинту вниз до-фа, ход ля-си-до в ход ля-соль-фа. Так можно инвертировать целую мелодию.

Инструментовка

Общее название переложения пьесы (допустим, гитарной) для инструментального состава (струнный квартет, рок-группа, оркестр и т.д.). В отличие от аранжировки не подразумевает композиторской работы, переосмысления, обработки произведения, а ставит задачей наборот сохранить максимально первоначальный замысел автора. Частный случай инструментовки - оркестровка (переложение для оркестра)

Интервал

Расстояние между двумя звуками. Первые 8 интервалов называются: прима (расстояние=0), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы бывают чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и увеличенными.

Каданс

Оборот в гармонии или мелодии, который завершает какое-либо построение (предложение, период). Цель каданса - создать устойчивость, прийти в тонику, завершить построение. В гармонии К. бывает автентический (оборот D-T) и плагальный (S-T); совершенный и несовершенный.

Канон

Разновидность имитации с точным повторением мелодии, без изменений. Если проведение имитации не заканчивается кадансом, то можно получить бесконечный канон, т.е. канон, который можно петь или играть бесконечно.

Подробнее: Урок 26. Полифония

Кварта

Четвёртый интервал с расстоянием между звуками два с половиной тона (чистая кварта) или три тона (увеличенная кварта или тритон).

Подробнее: Теория музыка. Часть 2

Комплиментарность

Сочетание голосов или партий в музыкальном произведении, при котором голоса взаимно дополняют друг друга. Например, когда в мелодии звучит длинная нота, бас начинает играть какую-то фразу, как бы дополняя остановку в мелодии.

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в мелодии, к.-л. части или целом произведении. Создаётся комплексом средств - мелодией, гармонией, динамикой, темпом. Часто приходится на самую высокую ноту в мелодии или самое громкое место в произведении. Но это совсем не обязательно, т.к. бывают К. разных видов. Типично, но не обязательно местонахождение К. в точке золотого сечения (третья четверть мелодии, части, произведения)

Лад

Некоторое количество звуков, которое имеет один общий центр притяжения - тонику, а все остальные звуки стремятся (тяготеют) к ней. Например - до-мажор - лад из 7 звуков с центром на ноте "до". Если проще, то обычно лад - это те самые до-мажор, ми-минор и т.д. Т.е. упрощая лад и тональность можно считать синонимами.

Мелодия

Некая осмысленная и завершённая последовательность звуков. Чаще всего мелодия предназначена для пения. Мелодия делится на предложения, предложения на фразы, а фразы на мотивы. Поэтому некорректно называть мелодию мотивом.

Модуляция

Переход из одной тональности в другую, с закреплением в последней и без возвращения в первоначальную называется модуляцией.

Переход из одной тональности в другую без закрепления в новой (возвращение в первоначальную или дальнейший переход) называется отклонением. 

Например, мы были в тональности До-мажор, перешли в Ре-мажор и остались в нём. Произошла модуляция
Если же мы были в До-мажоре, перешли в Ре-мажор, но не остались в нём, а дальше перешли в Соль-мажор и т.д. - то произошла цепочка отклонений. Или же мы были в До-мажоре, перешли в Ре-мажор и вернулись обратно в До-мажор. Это было отклонение

Мотив

Наименьшая структурная единица мелодии. Может состоять из одной или нескольких нот. Группируется вокруг сильной или относительно сильной доли. Один или несколько мотивов образуют фразу. Сродни слову в языке, на котором мы говорим - ещё не фраза, но уже и не один слог.

Мотивная работа

Принцип сочинения, в котором используются всяческие модификации отдельных мотивов, фраз, ритмов (путём изменения интервальной структуры, ритма и т.д.). М.р. может распространяться на всю фактуру произведения, т.е., к примеру, звуки мотива из мелодии могут образовать аккорд, перемещаться в подголосок или бас и прочее. Суть - выжать максимум из существующего материала, раскрыть все его возможности. Т.о. композитор добивается единства в произведении. Понятие сродни "Экономии средств"

Неаккордовый звук

В мелодии звук, не входящий в состав звучащего в сопровождении аккорда гармонии. Например, нота "фа" на фоне аккорда "до-ми-соль". Н.з. также может быть в составе аккорда, нарушая его терцовую структуру (например, аккорд "до-фа-соль" вместо "до-ми-соль"). Виды Н.з. - задержание, проходящий, вспомогательный, предъём

Подробнее в видео: Урок 25. Неаккордовые звуки

Органный пункт

В басу тянущийся или непрерывно повторяющийся звук (чаще на V или I ступени), на фоне которого в верхних голосах может происходить практически что угодно - любые мелодии и аккорды (часто диссонантные по отношению к басу). Бывает также в средних и верхних голосах, но тогда корректнее говорить "педаль" или "выдержанный звук" (это варианты названия О.п.). Иногда в народной музыке используется вид органного пункта "бурдонный бас" (в басу постоянно звучит интервал "квинта" или, говоря иначе, звук I и V ступеней одновременно). К инструментам, который играет с органным пунктом относится, к примеру, шотландская волынка или колёсная лира.

Оркестровка

Переложение данного произведения (например, фортепианной пьесы) для исполнения каким-либо оркестром (симфоническим, духовым, народным). В отличие от аранжировки, оркестровка не предполагает досочинения новых партий, подголосков - т.е. переделки, переосмысления материала. При оркестровке максимально сохраняется музыка оригинала. 

Отклонение

См. Модуляция

Пауза

Остановка в мелодии, в целом произведении. Чередование звучащих нот и пауз создаёт "живость" мелодии. Паузы можно сравнить со вдохами во время течения человеческой речи.

В нотной записи обозначаются специальными символами в зависимости от продолжительности. Делятся так же как и ноты - четвертная пауза, восьмая пауза и т.д. 

Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2

Пентатоника

Особый лад из пяти ступеней, в котором нет полутонов, только целые тоны и полуторатоны. Например - "до, ре, ми, соль, ля" или "ля, до, ре, ми, соль". П. может иметь 5 видов, в зависимости от того, с какой ступени начинать отсчёт.

Период

Наименьший законченный элемент формы музыкального произведения. Состоит из одного или нескольких музыкальных предложений. Часто совпадает с одной завершённой мелодией. Сродни книжному абзацу.

Плагальный каданс

Паданс с ходом от субдоминанты к тонике (оборот IV-I). Более мягкий (по сравнению с автентическим), т.к. не включает вводный тон.

Предложение

Структурная единица мелодии. Состоит из мотивов и фраз. Сродни предложению в языке на котором мы говорим. Одно или несколько предложений (часто - два) образуют целую мелодию (т.н. период).

Прима

Первый интервал, образованный из двух звуков одной высоты. Фактически, этот интервал умозрительный, с нулевым расстоянием между звуками. Прима бывает чистой, увеличенной.

Также примой называют основной тон аккорда. Например в трезвучии Соль-мажор прима - это "соль".

Подробнее: Теория музыка. Часть 2

Ракоход

Мелодия, сыгранная задом наперёд, с конца до начала

Репетиция

Не только процесс подготовки к выступлению, но и повтор одной ноты или аккорда два или более раз подряд. Например - ля-ля-ля, ми-ми-ми-ми...

Речитатив

Разновидность мелодии, где главной целью является подражание живой человеческой речи. Обычно включает много репетиций, небольшой диапазон (как в разговорной речи), отсутствие ярковыраженной песенной мелодии с её повторами, чёткой структурой, чётким делением на фразы и т.д. В Р. всё может быть гораздо свободнее. В речитативной манере может быть написано как целое произведение, так и его часть, часть мелодии.

Секунда

Не только короткий отрезок времени, но и второй интервал с расстоянием между звуками полутон или тон. Бывает малой (пол тона), большой (тон), увеличенной (полтора тона).

Подробнее: Теория музыка. Часть 2

Ступень

Название звука лада. Например, в мажорном или минорном ладу 7 ступеней - первая (I), вторая (II), третья (III), четвёртая (IV) и т.д. Ступени лада могут повышаться и понижаться (см. диез, бемоль, бекар, альтерация)

Терция

Третий интервал с расстоянием между звуками полтора или два тона. Бывает малой и большой.

Также терцией называют второй звук аккорда. Например в трезвучии Соль-мажор ("соль-си-ре") терция это - это "си".

Подробнее: Теория музыка. Часть 2

Фигурация

Усложнение или украшение фактуры. Например, разложение аккорда на последовательность нот (арпеджио), повторение аккорда в определённом ритме и т.д. Видов фигурации достаточно много и условно они делятся на ритмические, мелодические и гармонические.

Фраза

Небольшая структурная единица мелодии. Состоит из одного или нескольких мотивов. Сродни фразе в языке, на котором мы говорим - ещё не предложение, но уже и не одно слово.

Соцсети

Теги по всем обучающим материалам

Счётчик