Термин | Определение |
---|---|
Автентический каданс | Каданс с ходом от доминанты к тонике (оборот V-I). Более напряжённый (по сравнению с плагальным), т.к. включает вводный тон.
|
Аккорд | |
Альтерация | Повышение или понижение ступени лада или звука аккорда на полтона. Допустим, мы взяли аккорд "фа-ля-до" в До-мажоре и понизили терцию этого аккорда. Получилась альтерированная субдоминанта "фа-ля-бемоль-до". Собственно, диез, бемоль и бекар поэтому и называются "знаками альтерации". Чаще всего альтерируются аккорды субдоминантовой группы (которые строятся на II, IV, VI ступенях). Если выражаться сложнее, то альтерация приводит к усилению тяготения той или иной неустойчивой ступени лада в ближайшую устойчивую. Например, в До-мажоре "ля" это VI ступень, тяготеет она в "соль" (V). Между ними целый тон. Понизив "ля" и получив "ля-бемоль" мы сократили расстояние между неустоем и устоем до полутона и обострили тяготение. |
Аранжировка | Допустим, у вас есть только мелодия и гармония. И всё это надо аранжировать, т.е. создать "одежду" для исходных мелодии и гармонии - разложить их между разными инструментами, придумав для каждого инструмента партию, возможно, добавить разные дополнительные голоса, добавить ритм... И вот песня зазвучала уже совершенно по-другому. Именно поэтому говорят, что написать музыку - это полдела, не менее важно - хорошо аранжировать! |
Арпеджио | Разновидность фигурации. Если говорить просто - "хождение по звукам аккорда" в пределах одной (короткое арпеджио) или нескольких октав (длинное арпеджио). Близко по смыслу - перебор на гитаре. В электронной музыке есть понятие "арпеджатор", т.е. особым образом запрограмированный синтезаторный тембр, который раскладывает аккорды на различные виды арпеджио. |
Бекар | Один из знаков альтерации. Обозначается знаком альтерации ♮ и отменяет действие бемоля и диеза. Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2 |
Бемоль | Понижение ступени лада на полтона. Проще говоря, понижение ноты на полтона. Один из знаков альтерации. Обозначается знаком ♭ Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2 |
Вводный тон | Обычно VII ступень лада, отстоящая от I ступени на пол тона и остро тяготеющая в неё. Например, в тональности ля-минор это соль-диез. Входит в доминантсептаккорд. Также В.т. называют терцию любого аккорда, который приравнивается к доминанте (терция доминанты к доминанте, терция доминанты к субдоминанте и т.д.) |
Диез | Повышение ступени лада на полтона. Проще говоря, повышение ноты на полтона. Один из знаков альтерации. Обозначается знаком ♯ Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2 |
Диссонанс | Неблагозвучное сочетание звуков в интервале или аккорде. В традиционной тональной музыке диссонансы обычно разрешаются (переходят) в консонанс. Диссонанс - антоним термина Консонанс |
Доминанта | Одна из трёх основных функций (наряду с тоникой и субдоминантой). К доминанте относят аккорды, построенные на V и VII ступенях лада и аккорды эти неустойчивые. Обычно аккорды доминанты тяготеют разрешаются (переходят) в тонику (аккорд на I ступени лада). Доминанта в миноре бывает натуральной (включает звуки натурального минора) и гармонической, т.е. включать VII повышенную ступень (вводный тон), характерную для гармонического минора. Смотреть видео по тегу ДОМИНАНТА |
Доминантсептаккорд | Малый мажорный септаккорд V ступени. Никакой другой аккорд не называется доминантсептаккордом, даже если по строению это тоже малый мажорный септаккорд (например на II ступени - т.н. двойная доминанта). |
Имитация | В полифонии повторение мелодической фразы или нескольких фраз из одного голоса в другом голосе с опозданием. Например, есть два голоса. В 1м голосе в 1м такте прозвучала фраза "до-ми-соль". Во 2м такте 1й голос продолжается, однако тут же вступает 2й голос и повторяет фразу "до-ми-соль" из 1го такта. Второй голос имитирует первый голос. Имитация может быть точной и неточной (с изменениями ритма или мелодики). Точная имитация целой мелодии называется канон. Подробнее: Урок 26. Полифония |
Инверсия | Способ преобразования мелодического материала. Зеркальное отображение. Например, ход на квинту вверх до-соль превращается в ход на квинту вниз до-фа, ход ля-си-до в ход ля-соль-фа. Так можно инвертировать целую мелодию. |
Инструментовка | Общее название переложения пьесы (допустим, гитарной) для инструментального состава (струнный квартет, рок-группа, оркестр и т.д.). В отличие от аранжировки не подразумевает композиторской работы, переосмысления, обработки произведения, а ставит задачей наборот сохранить максимально первоначальный замысел автора. Частный случай инструментовки - оркестровка (переложение для оркестра) |
Интервал | |
Каданс | Оборот в гармонии или мелодии, который завершает какое-либо построение (предложение, период). Цель каданса - создать устойчивость, прийти в тонику, завершить построение. В гармонии К. бывает автентический (оборот D-T) и плагальный (S-T); совершенный и несовершенный. |
Канон | Разновидность имитации с точным повторением мелодии, без изменений. Если проведение имитации не заканчивается кадансом, то можно получить бесконечный канон, т.е. канон, который можно петь или играть бесконечно. Подробнее: Урок 26. Полифония |
Кварта | Четвёртый интервал с расстоянием между звуками два с половиной тона (чистая кварта) или три тона (увеличенная кварта или тритон). Подробнее: Теория музыка. Часть 2 |
Комплиментарность | Сочетание голосов или партий в музыкальном произведении, при котором голоса взаимно дополняют друг друга. Например, когда в мелодии звучит длинная нота, бас начинает играть какую-то фразу, как бы дополняя остановку в мелодии. |
Кульминация | Момент наибольшего напряжения в мелодии, к.-л. части или целом произведении. Создаётся комплексом средств - мелодией, гармонией, динамикой, темпом. Часто приходится на самую высокую ноту в мелодии или самое громкое место в произведении. Но это совсем не обязательно, т.к. бывают К. разных видов. Типично, но не обязательно местонахождение К. в точке золотого сечения (третья четверть мелодии, части, произведения) |
Лад | Некоторое количество звуков, которое имеет один общий центр притяжения - тонику, а все остальные звуки стремятся (тяготеют) к ней. Например - до-мажор - лад из 7 звуков с центром на ноте "до". Если проще, то обычно лад - это те самые до-мажор, ми-минор и т.д. Т.е. упрощая лад и тональность можно считать синонимами. |
Мелодия | Некая осмысленная и завершённая последовательность звуков. Чаще всего мелодия предназначена для пения. Мелодия делится на предложения, предложения на фразы, а фразы на мотивы. Поэтому некорректно называть мелодию мотивом. |
Модуляция | Переход из одной тональности в другую, с закреплением в последней и без возвращения в первоначальную называется модуляцией. Переход из одной тональности в другую без закрепления в новой (возвращение в первоначальную или дальнейший переход) называется отклонением. Например, мы были в тональности До-мажор, перешли в Ре-мажор и остались в нём. Произошла модуляция. |
Мотив | Наименьшая структурная единица мелодии. Может состоять из одной или нескольких нот. Группируется вокруг сильной или относительно сильной доли. Один или несколько мотивов образуют фразу. Сродни слову в языке, на котором мы говорим - ещё не фраза, но уже и не один слог. |
Мотивная работа | Принцип сочинения, в котором используются всяческие модификации отдельных мотивов, фраз, ритмов (путём изменения интервальной структуры, ритма и т.д.). М.р. может распространяться на всю фактуру произведения, т.е., к примеру, звуки мотива из мелодии могут образовать аккорд, перемещаться в подголосок или бас и прочее. Суть - выжать максимум из существующего материала, раскрыть все его возможности. Т.о. композитор добивается единства в произведении. Понятие сродни "Экономии средств" |
Неаккордовый звук | В мелодии звук, не входящий в состав звучащего в сопровождении аккорда гармонии. Например, нота "фа" на фоне аккорда "до-ми-соль". Н.з. также может быть в составе аккорда, нарушая его терцовую структуру (например, аккорд "до-фа-соль" вместо "до-ми-соль"). Виды Н.з. - задержание, проходящий, вспомогательный, предъём Подробнее в видео: Урок 25. Неаккордовые звуки |
Органный пункт | В басу тянущийся или непрерывно повторяющийся звук (чаще на V или I ступени), на фоне которого в верхних голосах может происходить практически что угодно - любые мелодии и аккорды (часто диссонантные по отношению к басу). Бывает также в средних и верхних голосах, но тогда корректнее говорить "педаль" или "выдержанный звук" (это варианты названия О.п.). Иногда в народной музыке используется вид органного пункта "бурдонный бас" (в басу постоянно звучит интервал "квинта" или, говоря иначе, звук I и V ступеней одновременно). К инструментам, который играет с органным пунктом относится, к примеру, шотландская волынка или колёсная лира. |
Оркестровка | Переложение данного произведения (например, фортепианной пьесы) для исполнения каким-либо оркестром (симфоническим, духовым, народным). В отличие от аранжировки, оркестровка не предполагает досочинения новых партий, подголосков - т.е. переделки, переосмысления материала. При оркестровке максимально сохраняется музыка оригинала. |
Отклонение | См. Модуляция |
Пауза | Остановка в мелодии, в целом произведении. Чередование звучащих нот и пауз создаёт "живость" мелодии. Паузы можно сравнить со вдохами во время течения человеческой речи. В нотной записи обозначаются специальными символами в зависимости от продолжительности. Делятся так же как и ноты - четвертная пауза, восьмая пауза и т.д. Подробнее в видео: Основы нотации-1 Основы нотации-2 |
Пентатоника | Особый лад из пяти ступеней, в котором нет полутонов, только целые тоны и полуторатоны. Например - "до, ре, ми, соль, ля" или "ля, до, ре, ми, соль". П. может иметь 5 видов, в зависимости от того, с какой ступени начинать отсчёт. |
Период | Наименьший законченный элемент формы музыкального произведения. Состоит из одного или нескольких музыкальных предложений. Часто совпадает с одной завершённой мелодией. Сродни книжному абзацу. |
Плагальный каданс | Паданс с ходом от субдоминанты к тонике (оборот IV-I). Более мягкий (по сравнению с автентическим), т.к. не включает вводный тон. |
Предложение | Структурная единица мелодии. Состоит из мотивов и фраз. Сродни предложению в языке на котором мы говорим. Одно или несколько предложений (часто - два) образуют целую мелодию (т.н. период). |
Прима | Первый интервал, образованный из двух звуков одной высоты. Фактически, этот интервал умозрительный, с нулевым расстоянием между звуками. Прима бывает чистой, увеличенной. Также примой называют основной тон аккорда. Например в трезвучии Соль-мажор прима - это "соль". Подробнее: Теория музыка. Часть 2 |
Ракоход | Мелодия, сыгранная задом наперёд, с конца до начала |
Репетиция | Не только процесс подготовки к выступлению, но и повтор одной ноты или аккорда два или более раз подряд. Например - ля-ля-ля, ми-ми-ми-ми... |
Речитатив | Разновидность мелодии, где главной целью является подражание живой человеческой речи. Обычно включает много репетиций, небольшой диапазон (как в разговорной речи), отсутствие ярковыраженной песенной мелодии с её повторами, чёткой структурой, чётким делением на фразы и т.д. В Р. всё может быть гораздо свободнее. В речитативной манере может быть написано как целое произведение, так и его часть, часть мелодии. |
Секунда | Не только короткий отрезок времени, но и второй интервал с расстоянием между звуками полутон или тон. Бывает малой (пол тона), большой (тон), увеличенной (полтора тона). Подробнее: Теория музыка. Часть 2 |
Ступень | |
Терция | Третий интервал с расстоянием между звуками полтора или два тона. Бывает малой и большой. Также терцией называют второй звук аккорда. Например в трезвучии Соль-мажор ("соль-си-ре") терция это - это "си". Подробнее: Теория музыка. Часть 2 |
Фигурация | Усложнение или украшение фактуры. Например, разложение аккорда на последовательность нот (арпеджио), повторение аккорда в определённом ритме и т.д. Видов фигурации достаточно много и условно они делятся на ритмические, мелодические и гармонические. |
Фраза | Небольшая структурная единица мелодии. Состоит из одного или нескольких мотивов. Сродни фразе в языке, на котором мы говорим - ещё не предложение, но уже и не одно слово. |